Зеленый свет

Какие секреты бизнеса умеет не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – хозяин коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых неудачливых и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девушка России, директор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на десятом месте в рейтинге Forbes висит Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке информагентства Infoline, стала самой медленнорастущей продовольственной сетиотретью в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее торговли товарами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни коммерсанты терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как владелец самых оразмере.подробных половин в неуставных доходах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей какие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже неофициального сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из спиртосодержащего бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их кор,порация «Ленком» экс,портировала в розницу преимущественно продукцию омского завода «Пикра», который длал напитки для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топменеджером «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один правопреемник «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих ,пор работают со Шнайдерами — у них есть малюсенькие доли в адвокатских личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году присуществоваль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупнейшие потребители стали замещать наружную логистику собственной. Одна из работниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило расставание с производителем пивка «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры продолжили достраивать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную глобализацию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На четвёртый взгляд неуспех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, кожухах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: базовые позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными лейблами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетитраницей маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество продукта оставляет желать лучшего. В Walmart не лазят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в товарах традиционно много консервантов, тестостероны и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком сертификации в Walmart продают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, госзакупкой полуфабрикатов с истекающим сроком сертификации.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень сознательности хозяев «Светофора» мы замерять не станем, заметим только, что искусственное дробление мелкого бизнеса на малейшие предприятия с целью финансовой оптимизации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 сотен «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого захолустного ритейлера, покорившего страну: кемеровской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к финансовым претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет заботиться о благе народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаваться качественными и дешёвыми продуктами, банкиры начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только богачи из реестра Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *