В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть исходатайствовать право детальных неконтролирующих степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата межрайонная финансовая проверка. Нельзя применять степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые перепроверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную таможенную должность (ФНС),— документ в предпоследние недели обсуждается с профильным обществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС задерживать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая фискальная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность может исходатайствовать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на кредитований это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке внеплановой проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с разрешения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, драгоценные бумаги и «объекты интерьера должностных помещений» (очевидно, имеется в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест промтоваров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или бесценных бумажек действительно позволит фискалам мгновенно задерживать механизм «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют должники (в том числе банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в расстройстве задерживать тот довольно сверхдорогий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях капиталов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная покупка капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный судебный арест капиталов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед выездной проверкой можно лишь постановлением сотрудника фискального органа (комиссии ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым размещением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной перепроверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с вкладчиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолжности перед расходом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое судопроизводства к общенациональным практикам ограничения баланса публичных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решению суда налогоплательщики исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из явных проблем Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» сюжетов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *