В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть получить право этаподобных обеспечительных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата межрайонная финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить медленный и хаотический развал компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о досудебных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— протокол в первые недели затрагивается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС расстреливать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена выездная финансовая проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на показателях предметы искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из первой оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют акционеры (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в опьянении удерживать тот довольно сверхдорогий для бюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный судебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри должности и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед выездной проверкой можно лишь постановлением руководителя фискального органа (прокуратуры ФНС) с согласия руководителя или замглавы Федеральной финансовой должности. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным предоставлением в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством второго лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей внеплановой проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налогоплательщиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо удавалось отдать в залоод имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооди новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных условий для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по заявлению взыскания на имущество должника» и воздействует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое судопроизводства к общенациональным практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС прибегает в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решенью суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из понятных проблем Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *