Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В истечение пяти годов телеоператоры по ввозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную контрреформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для восточновосточноевропейских автомобилей, а затем предприятие на полиэтнических заводах остановила тайваньская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудоёмкости на восточновосточноевропейских и корейских производителей приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании собирались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену общеевропейских и тайваньских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество грузовиков вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит шмиловадратный гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на значительное количество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные самосвалы закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года компании истратили на микроавтобусы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на сайте госзакупок) за следующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть английского производства ценой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 автобусов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми модными английскими фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и французская Mercedes (446).

Самая большая доля азиатской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка грузовиков в России, возобновили покупку машин в страну из-за начала зачистки на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки закупки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с прессой корпорации «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имеется достаточное колличество экспортёров запасных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость самосвалов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дискового оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на автобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель гендиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили текущую динамику к уменьшению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке ввоза отходов

После частичного перехода на отечественную технику предпосылок для уменьшения стоимости ввоза отходов в связи с заменой парка автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое обеспечение международных грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем ,стаивают в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских экспортёров из России эксперты прогнозируют повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неполадки росийских машин уменьшат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря приоритетная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная доходность — до 16–19%, предсказывает ректор по инвестиционным полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут переложать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *