Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала грандиозная контрреформа системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные экзекуции станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перечёркать неблагие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых подвижных систем украинского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя грандиозная доработка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы увеличила колличество методов осуществления закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по воззрению участников рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт институциональные щели для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной повести незапланированной реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится увеличение числа конкурентоспособных способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных моментах закрытые поставки и поставки у непреходящего поставщика будут и далее проводиться в обёрточной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, необходимых при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится единная универсальная подсистема вышеуказанной квалификации участников всех торгов, начальная себестоимость которых составляет 20 млн рублей.


На завтрашний день для каждого вида госзакупок работают свои добавочные условия для претендентов на победу. После вхождения в мощь поправок организаторы всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за следующие три года. При этом расценка исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некорректных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного строительства клиенты нивелируют лоты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для какого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в той отрасли руководитель небанковской компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём разгосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка маргаритинских голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним новшеством станет снижение необязательной толики госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый район нацелен на формирование малого бизнеса и отрасли странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение факультативной доли госзакупок у субьектов малого предпринимательства повысит прибыльность этого мафиозного бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до конкретных больших госпредприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов провоцируют скрытые аспекты реформы. Пока организаторы рынка пытаются интерпретировать многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции подзаконной институциональной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном портале проектов правоприменительных правоприменительных коитусов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле продаж промтоваров полиэтнического происхождения» и № 2014 «О максимальной непременной доле продаж росийских промтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они использоваваются в системтраницах полуавтоматической сортировки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и волоконных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году необходимость введения ограничений на покупки импортных запоминающих устроений и прочих устроений складирования данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для использования безопасности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из санкционного перечня будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих беспроводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство росийских мобильных мобильников так и не существовало развёрнуто.

В проекте корректировок этот район заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в проводных или проводных сетиотретях связи». Согласно государственному классификатору, в их число воходят следующие устройства: прочие телефонные аппараты, репринтные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие оптический сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов продуктов из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных аппаратов ИВЛ, смягчены квоты на продажу иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для медавиаций в 2021 году не менее 30 процентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок сокращает эти цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения вонзятся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *