Мусорный капитал

Губернаторы силятся делать деньги на контрреформе консервации отходов и заводят её в тупик

В последующее время строительство гидрометаллургических заводов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь нефтеперегонный завод можетесть не только взмолиться решить проблему транспортировки отходов – он ещё ,способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут речь о получении многомиллионных общественных субсидий.

Самым мелким голкипером здесь явлется аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также заметную функцию в формировании будущего рынка транспортировки мусора разыгрывают чиновники. Кто-то силится пролоббировать решенья в выгоду инвесторов, кто-то выступает за затрату бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно поведывать долго. Но если сосредоточиваться на них, то из жнивья зрения выпадает один очень архиважный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть растерзан с макросоциологии зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же переменяет помойная реформа?

Похоже, что непреходящим новшеством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой учёт бандитские структуры, связанные с мэрами городков, причём, как правило, небольших, или главами крестьянских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городков можно существовало не замарачиваться той проблематикой (они выделяли земли под более опрятные объекты – оптовые центры и многоквартирные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тема не вставала продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали вредными катализаторами протестов, то ли бизнес федерального и федерального масштаба разглядел на помойном рынке большой поток денег, который исчезает в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью вероятных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример невмешательства краевых властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в приватное полемени благодаря уголовному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и требует отдельного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске была областная свалка, которую обслуживало муниципальное производство МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого этапа не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному упадку – ящики во дворах за считанные дни очутились переполненными. Однако районные власти быстро нашли освободителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое получило статус отраслевого оператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало контракт о возмездном использовании свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в качестве компенсации выпадающих доходов получил из регионального бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо платёжные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных бюрократов. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые корпорации освоили бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен следк сговора районных бюрократов с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет добираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового полигона. Однако обладминистрация ,нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, утверждая на то, что показатели проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет разворовываться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства ,нового полигона с фильтрацией и утилизацией отходов обладминистрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые извещения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП подписывают контракты на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают аморальных подрядчиков, которые сгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по извещениям столичных СМИ, образовались горы житейского мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер помоют за счёт муниципальных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной либерализации, каждый субьект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в недостаточности зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал рассрочку в реализации помойной либерализации и можетбыл бы снова вытребовать для себя исключения. Однако бюрократии города не желают отдавать денежный потокай в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *