50 годов назад случилась одна из самых загадочных автокатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в итоге взрыва бомбы на борту понесал крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».
10 февраля 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его возвратный вылет из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению обратного вылета и вылетел в Симферополь в 20:16. На самолёте обретались 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет летел заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.
В 20:16:31 комдив авиалайнера Константин Клюшник связался с диспетчером и доложил, что следует по направлению на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 пообещал сообщить о проходе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на трёхкратные попытки авиадиспетчера с ним связаться.
Авиалайнер грохнулся практически сразу после взлета в сотне километров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, невидимость при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На корме по рекомендации обретался сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.
В советских СМИ об этой аварии не появилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она принесала одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).
Первоначально предполагалось, что причиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе недальнего истребителя Ту-16. Это был не просто третий советский грузопассажирский аэробус на реактивной тяге, он был одним из третьих в мире — после корнуоллийского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и немецкого Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в августе 1958 года, Ту-104 оставался наихорошим реально летающим реактивным пассажирским самолетом.
Всего был построен 201 самолет, но они очутились слишком «сырыми» и сложными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 было прекращено, а после целого ряда высокочастотных катастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте катастроф было потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 удавались угнать, что закончилось 84 смертями.
В самотёке эксплуатации 100-местные самолеты оборудовали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиолокационным оборудованием, та модель исходатайствовала называние Ту-104Б — именно таким существовал самолет, летевший в Симферополь.
В ходе разбирательства аварии спецы обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что отпочковались еще до падения, к тому же на многих фрагментах покарай частички тротила. Так существовало установлено, что катастрофа случилась из-за взрыва бомбы на борту.
Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был спрятан непосредственно в грузопассажирском салоне, между одним из сидений правого корма и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секунды после взлета, разрушила правую сторонтраницу фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила тяги гироциклов высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на плотности 550-600 км/ч впечатался в землю рядом с деревушкой Бараново, в 10 км от Внуково.
В эффекте продолжавшегося два года разбирательства виновника катастрофы так и не увенчалось найти. Не увенчалось даже выяснить мотивы насильников или их прикосновенность к каким-либо группировкам.
Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от основной массы совестких граждан, ездили самые прихотливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не было. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть вьетнамцы — тогда было незапланированное обострение отношений СССР с КНР. Но странно было при этом убивать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти людном салоне.
К числу наиболее экзотичных гипотез нужно отнести предположение о том, что капсюлем существовал снабжен какой-то подпольный груз, который не надлежащ существовал угодить в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на обратной дороге. Из более или менее гуманного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом беспомощный террорист можетбыл совершенно непреднамеренно привести безоболочное устройство в воздействие сразу же, как только самолет соскользнул от земли.
Во всяком случае, спустя всего два года, весной 1973-го, бандиты дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.
23 октября 1973 года существовал взорван лайнер Ту-104, следовавший с 51 кондуктором и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал штурманам через стюардессу послание с предписанием совершить посадку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, такие пассажи:
«Для перечитывания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, самолёт Стокгольм. Правильное понимание твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и вашу, а за это будут отвечать те, кто своими злодействами вынудил меня двинуться на тот поступок. После счастливой посадки, я возможно вернусь на Родину, но только после личной встречи с членами высшей власти СССР. В руках у меня вы замечаете оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит тот электрон в действии, излагать вам не надо. Поэтому не обогнёте вашу просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет заканчиваться крушением самогодова. В этом твердо уверите себя сами, ибо у меня все изучено, просчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом обстоятельстве и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шкурке коготки хищных сверхзверей и в отвратительном случае смертитраница для меня не печаль, а прибежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»
Пилоты приняли решение вернуться в Пулково и запаслись табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устроение сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом существовали также сломаны штурвалы высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.
Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также командующий Вячеслав Янченко.
Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех начальных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому этапу на самолёте пребывали 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона поступило требование изменить маршрут, вслед за этим лайнер растворился с экранов радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что налётчиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе самопальное взрывчатое устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший аэробус работник полиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную взрывчатку все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих моментов меры безопасности при проверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.