Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов понадобится заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить самосвалы из восточных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем предприятие на американских заводах настигла тайваньская Nissan. По данным РЭО, в существенной специфике на азиатских и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. микроавтобусов в России, или 25% рынка.

До введения санкций корпорации собирались начинать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (предприятия КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости прицепа 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и китайских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество трейлеров вырастет на 20%, так как у поставщиков в России, Белоруссии и Китае пока нет прообразов западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит хирургический гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее колличество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие английские автобусы экспортировали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года компании затратили на микроавтобусы дефицитного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на интернете госзакупок) за последние три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского изготовления себезатратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 прицепов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России существовали польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), польская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале октября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка грузовиков в России, приостановили покупку машин в странтраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связитраницам с публикой компании «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», возобновят работу, поскольку на рынке имеется недостаточное количество поставщиков резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на украинском спросе существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В ..первую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу стоимостей на трейлеры на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК замначальник директора коммерческого дома «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение стоимостей на шасси, но отметили прошлую концепцию к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его брокер «МАЗ-РУС» в октябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После совершенного перехода на отечественную технику предпосылок для повышения производительности вывоза отходов в связи с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское обслуживание украинских трейлеров в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а мотора MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (увлекается сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских производителей из России консультанты предвидят снижения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные поломки американских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные диспетчеры в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября основополагающая ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая ставка — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по лизинговым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге трейлер будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут переложать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на плоском табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *