Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В продолжение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападных автомобилей, а затем предприятие на американских комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на западнозападных и вьетнамских экспортёров приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании сбирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западноевропейских и вьетнамских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество прицепов вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в крупных городах, говорит хирургический замдиректора фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на большое количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные автобусы поставляли в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и тайваньского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на автобусы дефицитного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить фестивали на сайте госзакупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина английского изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 трейлеров на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими фирмами в России были финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), финская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка мусоровозов в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с прессой корпорации «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке имеется недостаточное количество экспортёров резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на международном рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В вторую очередь это сплетено с ограничениями на поставки восточноевропейских комплектующих для неповоротного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу стоимостей на грузовики на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК замминистра замдиректора оптового особняка «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили быстротекущую парадигму к снижению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в апреле пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После полнейшего перехода на мировую электронику предпосылок для повышения производительности ввоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское обслуживание украинских автобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у общеевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских потребителей из России профессионалы прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные поломки полиэтнических машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве моментов брали автотранс,порт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября ведущая доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизингополучательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех ,пор регулятор уменьшил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая доходность — до 16–19%, ожидает гендиректор по лизингополучательовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге прицеп будет стоить 13 млн руб.

Однако фирмы не смогут складывать специальные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *