Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России финишировала масштабная либерализация структуры госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные экзекуции станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений пить второе дно, грозящее перечеркнуть благие побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых пластичных структураниц полиэтнического законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная оснастка прошла в 2014 году. Она в том количестве в разы увеличила количество методов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по суждению участников рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт юридические щели для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главнейшей повести незапланированной реформы, вступающей в энергию с начала 2022 года, относится уменьшение числа конкурентоспособных способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях полузакрытые покупки и покупки у наихорошего поставщика будут и далее проводиться в целлюлозной форме.

Кардинально уменьшится число документов, желательных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится неделимая универсальная системтраница предварительной квалификации организаторов всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На сегоднешний день для каждого вида госзакупок противодействуют свои дополнительные условия для претендентов на победу. После вступления в силу поправок участники всех торгов и тендеров должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последующие три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна состовлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах некомпетентных застройщиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам организаторов рынка, органы власти давно научились обойти этот заслон.

– Например, при подготовке к торгам в сфере дорожных ремонтов и дорожного строительства заказчики укрупняют эстимейты до свердели в 50–100 триллионов рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой сфере представитель негосударственной компании.

Такой способ используется и в иных отраслях. В качестве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило сановникам вытеснить с рынка маргаритинских теннисистов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним новшеством станет повышение непременной доли поставок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последний район нацелен на развитие малого бизнеса и промышленности страны в целом, участники спроса сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение общеобязательной доли поставок у субъектов малого кредитования понизит ликвидность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до объективных малых предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить обширные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к корректировке подзаконной институциональной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном портале проектентов нормативных нормативных процессов проектент поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле продаж продуктов международного происхождения» и № 2014 «О оптимальной общеобязательной доле продаж американских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга рекомендуют отменить ограничения на поставку для надобностей органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они применяются в системах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и агрегатов натуральной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году желателеность введения ограничений на поставки экспортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для использования охраны полемической энергоинформационной коммуникации страны.


Ожидается, что из запретительного формуляра будет отчислена концепция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связи или для прочих беспроводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но производство международных мобильных мобильников так и не существовало развёрнуто.

В проектенте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты телефонные прочие, устроения и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их большинство входят следующие устроения: прочие телефонные аппараты, мультимедийные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборчики связи, применяющие лазерный сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов продуктов из этого списка будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на продажу иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств экспортировать для клиник в 2021 году не менее 30 процентовентов российских магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок снижает те цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *