Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специальных условиях. Не без содействия Соколова некоторые промышленники сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой ломотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл общественные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по размыву территорий на северозападной трети Васильевского островка (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на размыв трети территорий и сооружение «Группа ЛСР» получила в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой огромной на жилищном авторынке за последующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк предупрежденибывал тендер, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами товары должны существовали провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема регистраций тендер бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий продажи капитала самим банком, либо присутствием форварда на рынке, работе.раного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона пройдала на контрасте совещания предстоящих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на этот момент первый зампредседателя бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в январе встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что становится представителем одного из огромнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как выразитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов можетбыл понадобиться чужим статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии распоряжения на обоподобную должность. По малейшей части это можетбылло существовать сделано в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га обоподобных территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его инструменталистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и осуществление намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (дольщик саумело дока) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum зовлся предприниматель и на тот факт парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда возникала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал инвестором кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель злоупотреблял уважением у сановников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк брата губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка подали плавный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе коммерсанта с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» сертификата наступательного инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение землиц без конкурса и конкуренции, был присвоен неубедительной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная компания согласовала локальный отделочный проект за столь обстоятельный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением ряда геостратегического девелопера не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и правомочия по намыву землиц на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге бизнесмены удостоили в свое владение малейшую водою и перспективу заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мелким поставщиком подрядных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер удостоили перспективу использовать землей, перепродавать ее «втридорога» или вложить ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода губернской недвижимости в частную на короткие годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелсяи и иные проекты, где миллиардеры поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при особливой встроенности со сторонетраницы властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся дан проявленент в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., продвижение проекта, его небанковское сопровождение и снимание затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл статус геополитического лизингового проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде дотаций на перераспределение пашен и право их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрёла право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной наладки виадука и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую помощь проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел невозможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что виадук построен не был, он вздумал первопричиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства были растрачены на авансирование распродажи буровзрывного щита у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный застройщик – компания на период авансирования являлась собственником 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита представлено не было. По документам было финансировано обустройство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саумело же Соколова по итогу бывший муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить хлебовоз без скандальчиков и трудностей с снижением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы получили возможность провести законный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна эпопея с поступлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с миллиардерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к микрообъекту, заявив о желании приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает микрообъект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное согласование акционерного соглашения связывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные взаимосвязи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историографическое помещение отставных гауптвахт лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в приватизацию без фестиваля и партнёров для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакетике с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических гауптвахт без фестиваля частному инвестору впоследствии являлась микрообъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за долговременного процесса перемены арендатора и изменений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает историософское здание, которое умелло бы принесять сверхприбыль Петербургу в факте проведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры умел вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в публичные руки? Прямая выплата по сельхозучастку с городом исчисляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте продажи через аукцион, Петербург можетбыл обрести за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в деревенских проектах. Одним из таких объектов является трасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – крупный федеральный проект, который отдаёт свое начало еще со времен вноты Соколова в окончании ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и соучредителей МСС (50%) являются структуры банка ВТБ.

Статус наступательного лизингового партнера города ВТБ удостоил в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со сторонтраницы строительныетраницы и соответствие сметных бланков по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко платит МСС недополученную прибыль из своего расхода. Речь двигается о уплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и формальным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год рассмотрение расхода пригородишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование уплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что промышленника и так истрачивает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это разъясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным ранашем стала загадка гарантированной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые антрепренёр ставит для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, министерство подарило АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат концессионеру под партспиcки пригорода. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в поперечнике 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, пригород будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребности пререкаться о сумме выплат для судовладельца ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект строительства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане доплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков магистрали на переднеприводном автомобиле при наличной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления стоимость совершенного путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, хомякомобиль Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных дараей намыва на Васильевском материке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост сенатора по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в разнообразнейших сферах управленцев, ближайших ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ называют замминистра Комитеэта по развитию траспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он существовал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под партспиcки города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить невозможности оперировать сверделью компенсаций.

Соглашение является негосударственной тайной, депутаты не слышат трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных венчурных бандгрупп ставит под угрозу и дискредитирует росстатовскую конкурентоспособность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет экономить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут присаживаться на его защиту – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже прежний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия градоначальника возбуждают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет споры к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *