Мусорный капитал

Губернаторы стараются длать деньги на либерализации утилизации отходов и заводят её в тупик

В последнее время строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стало главной тематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный завод можетесть не только взмолиться решить проблему консервации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении миллиардных *государственных субсидий.

Самым оразмере.подробным форвардом здесь явлется аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также различимую роль в формировании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за затрату бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.

О подробностях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если фокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на самовозгорание 18 млн тыс.тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор можетесть быть ожчен с точки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: проектирование ,новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 ,новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что наихорошим новшеством станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль бандитские структуры, связанные с губернаторами гектородаров, причём, как правило, небольших, или главами деревенских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших гектородаров можно было не заморачиваться этой проблематикой (они выделяли земли под более стильные обьекты – оптовые цетры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тема не опускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого маштаба разглядел на помойном рынке большой потокай денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью вероятных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема помоек теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория всплыла в приватное поле благодаря судебному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – предыстория там гораздо шире и требует отдельного рассказа. Так или иначе, но обмелели многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные бюрократии, и муниципалам существовало экстренно приказано перевозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие требования не подписывались и быстренько разодрали договоры, что привело к помойному коллапсу – поддоны во сараях за считанные дни очутились переполненными. Однако региональные бюрократии быстро нашли благодетеля – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус общероссийского оператора по заявлению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло договор о беспроцентном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом последующий в свойстве компенсации выпадающих доходов принесал из регионального бюджета стипендию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено распоряжение проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством краевых сановников. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё получили платёжный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт подкупа краевых сановников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет добираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,,нового космодрома. Однако администрация ,,нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что компоненты проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для возведения ,,нового космодрома с фильтрацией и обработкой отходов администрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё ,новые донесения о стихийных помойках в черте Северной столицы. Власти взялись борться с правонарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП подписывают контракты на ввоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безнравственных подрядчиков, которые сгружают грузовики где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям местных СМИ, образовались горы житейского мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер присыпят за счёт региональных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной контрреформы, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке зон под полигоны в Ленобласти. Петербург уже давал отмену в реализации помойной контрреформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии гектородара не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *