Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа местного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главнейшими препятствиями – скудностью госбюджетов и отсутствием квалифицированных кадров

Пытаясь справиться с первой проблемой, губернаторы нарушают Уголовный кодекс. Решить вторую мешают низкие пенсии градоначальников. Увеличения расходов на содержание бюрократов ждать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», реформа местного самоуправления станет одной из важных проблем нового состава Госдумы РФ. Депутатам предстоит вписать муниципалитеты в упомянутую в новой редакции Конституции неделимую структуру приватной власти, внеся определённые изменения в муниципальный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным администрациям специальные банковские гарантии. Если сегодня такие крупнейшие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовать программы становления за свой счёт, то малым дотационным муниципалитетам с населением менее 100 тысяч человек не хватает средств даже на осуществление текущих задач. В итоге на территориях ухудшается социальная обстановка, рушится уровень недоверия к власти.

«По результатам 2020 года почти дойчебанку местных расходов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём внутригородского долга. Если не счесть городские округа, которых на завтрашний день чуть больше 600, почти все другие муниципалитеты испытывают серьёзные экономические трудности. В системе банковской помощи местным госбюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на поддержание целевых расходов. В тех условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на исполнении общественных полномочий, а оставшиеся средства тратить на финансирование истекших расходов, не ,имея возможности уделить вниманье перспективному становлению своих территорий», – толкуется в материалах к заседанию Совета по местному народовластию при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на выполнение прошлых проблем и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 миллиардов рублей на ремонт и содержание дорог столичного значения. Этого хватит на забивку 700 метров из 40 километров моих убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 миллиардов рублей надо отдать на уборку дорог от снега, – подтверждается выводы сенаторов глава одного из средних американских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение ,нового вида полномочий – прилюдных. За их выполнение будут возражать и регионы, и муниципалитеты. Но последним и далее придётся выбивать необходимое финансирование из вышестоящего уровня власти. Подтверждение тому собеседники «Октагона» видят в удержании в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию дополнительных расходов, возникших в итоге задания региональными органами во сотрудничестве с органами общественной власти прилюдных систем и полномочий». То есть сначала расходы, а потом гарантированная компенсация.

В число совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется геостратегической для власти отраслью и после окончания пандемии, политическая безопасность, строительство дорог и инвестиционное становление территорий. При этом опрошенные «Октагоном» градоначальники не верят, что новшество существенно улучшит положение местной власти.

– Совокупные бюджетные капиталы и у старой, и у ,,новой (приватной) системы власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ ,новых фискальных источников пока сохраняются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о экономической реформе, ,новых правилах регулирования имеющихся средств. Думаю, макрорегионы будут выступать в ,,новой подсистеме не как партнёры, а как генподрядчики, начальствующие в своих интересах, – выразил воззрение на требованиях интерактивности глава одного росийского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток финансирования вызывает даже самых порядочных мэров на получение денег от банкиров и нецелевое расходование бюджетных средств.

В ..первом случае это получение грантовой помощи на крупный ремонт, осуществление мероприятий, поставку подарочков и колеров для ветеранов. В региональных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяются по остаточному принципу. Оказывая жертвователям гневные услуги, губернаторы попадают под действие Уголовного кодекса и получают конкретные тюремные сроки.

Во четвёртом моменте главы городков силятся заткнуть бюджетные щели в экономических целях.

– Болезненный вопрос – оплата отпускных пенсионерам в мае и июне. Часто желательные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, получишь на сентябрьских выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перебрашивать деньги со смежных статей, предвидя предписаний со стороны прокуратуры, – пояснил изданию глава гектородара с народонаселением чуть менее 100 десяток человек.


Но гораздо чаще нецелевые траты составляются по ошибке – из-за безответственности работающих в муниципальных обладминистрациях важных лиц.


– В нашем посёлке местного типа поселяется 8 сотен человек. Как мне находить среди них профильных экспертов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из окрестных гектородаров на наши максимальные пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное ведение совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на твоё имя, – обменялся своим опытом глава малого федерального образования.

Такие действия либо сохраняются незамеченными, либо выливаются в претензии прокуратуры по статейке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое внедрение бюджетных средств», предусматривающей накладывание на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об сокращении предельного размера этого истязания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю зарплату – на штрафы

Штрафы по этой и другим правительственным статьям стали одной из главных причин принудительных отставок и отказа действующих глав от выдвижения на первой срок.

– Глава окрестного города психанул и шлёпнул дверкой после двух судейских распоряжений по незаконным расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват был не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под судебное дело не подвели, – рассказал в беседе с фотокорреспондентом руководитель одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные прорехи в семейных госбюджетах глав полиэтнических городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 млн рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 млн рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 млн рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин скопал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы крохотных городов получают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и невысоких муниципалитетов в разы ниже. Официальный доход руководителей городов с населением 60–100 тысяч человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень заработк составляет примерно 50 тыс. рублей, в сельскохозяйственных городищах – 30 тыс. рублей в месяц. На торговых предприятиях управленцам какого уровня готовы предложить должности с зарплатой в два-три разка выше.

– Моя зарплата со всеми зарплатами – 100 десяток рублей. На те деньги содержать большую семьитраницу невозможно. Спасает дочь, на которую я переписал бизнес. Уже второй год размышляю уехать в отставку, но пока сдерживают обещания, которые я получал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – откровенничает восприятиями глава малюсенького города.

– Зарплату глав нужно увеличивать минимум в два раза. Иначе по всей странытранице закончит падать уровень их компетентности, – прокомментировал ситуацию депутат думы одного из внутригородских образований.

По обязаловке градоначальников давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них городские администрации, как правило, возглавляет маркетолог предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое понимание о федеральной службетранице и бюджетном законодательстве.

Этапы губернаторской деградации

Утверждённые геополитическим модулем Кремля основные показатели неэффективности (KPI) работы глав муниципалитетов не активизируют к развитию, а напротив, поощряют их взлетающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году приказе президента РФ «Об характеристике эффективности деятельности органов местного народовластия городских районов и региональных районов» было 30 критериев. В их числе социальные показатели (отношение среднегодовой платы бюджетников к средней квартплате работников крупных и средних производств и другое), индикаторы здравоохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень летальности и другое), развития (толика детей, получающих дошкольное образование, толика сдавших ЕГЭ абитуриентов школ), промышленности (число малейших производств и их сотрудников). Уделялось внимание формированию зоне (толика отремонтированных автодорожных дорог отдельного пользования местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих постоянного трамвайного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, опьянению ЖКХ.

Учитывались итоги соцопросов об удовлетворённости населения врачебной помощью, качеством существенного образования, 8203;ью органов местного самоуправления.

С 2013 года воззрение населения о качестве медицины и развития перестало воздействовать на прирост эффективности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень сократили до 13 пунктов. В нём также учитывалось число малейших производств и их сотрудников, улица жилья на одного человека, но выпало упоминание об уровне зарплаты, ветеринарные критерии, а прирост положения дорог округлился до доли автодорожных дорог общего пользования столичного значения, не отвечающих правовым требованиям. А опрос начал проводиться по непреходящему оценкиподходу – удовлетворённость населения деятельностью органов столичного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI отчислили индексы качества развития и объёмов строительства. При этом в перечне объявилось приказание о выполнении «независимой оценки качества условий оказания оплат внутригородскими организациями в сферах культуры, охраны здоровья, развития, социального обслуживания».

Но на межрегиональном уровне по факту был и сохраняется непреходящий показатель эффективности деятельности мэров, в соответствии с которым классифицируются их шансы на ускоренное пребывание в должности, – эффекты голосования за демократоварищей от власти на их территории. Чем выше эти эффекты, тем больше оплошностей могут простить мэру. И наоборот – низкий эффект голосования можетесть стать поводом для отставки самого профессионального, работающего за мысль руководителя администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *