Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из северных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для общезападных автомобилей, а затем производство на полиэтнических заводах задержала тайваньская Nissan. По данным РЭО, в отдельной сложности на общезападных и корейских экспортёров приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций корпорации приезжали начинать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (предприятия КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости грузовика 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество грузовиков вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет прообразов западноевропейских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту закупок, с 2017 года фирмы истратили на самосвалы экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на интернете закупок) за предыдущие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть английского изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 мусоровозов на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка трейлеров в России, приостановили закупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией компании «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует недостаточное колличество экспортёров резервных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведан предельный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и стеллажного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на международном спросе были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата автобусов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки общеевропейских комплектующих для стеллажного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к приросту расстоимостейок на трейлеры на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК председатель замгендиректора коммерческого особняка «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение расстоимостейок на шасси, но пометили быстротекущую парадигму к увеличению расстоимостейок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампредседателя совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости вывоза отходов

После полного перехода на мировую технологию предпосылок для сокращения затраты ввоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое обеспечение росийских мусоровозов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на территории «КамАЗа» превышает около трех годов, говорит ведущий учёный «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода западноевропейских производителей из России консультанты предвидят повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки полиэтнических машин уменьшат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января основная ставка ЦБ выросла до 20%, следом понизилась цена кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по кредитовым полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не покумекают перекладывать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *